О фильме "Мы были рекрутами", документалистике и художественном кино: интервью с Любомиром Левицким
Режиссер Любомир Левицкий при поддержке Favbet снял фильм о воинах 3-й ОШБр – "Мы были рекрутами". Этот фильм создан, чтобы привлечь людей к правильным ценностям, мотивировать и принести в Вооруженные Силы Украины достойных защитников.
В разговоре с 24 Каналом режиссер поделился замыслом и историей создания ленты, рассказал свои мысли по поводу съемки развлекательного и документального контента во время войны, а также признался, как началось сотрудничество с компанией Favbet.
Смотрите также Чтобы посмеяться и поплакать: 4 крутых фильма и сериала о футбольных фанатах
Как возникла идея объединить в одном фильме художественную выдумку и реальные документальные кадры?
Начну с того, что в прошлом году я создал свой первый документальный фильм, который называется Follow me ("Иди за мной"). Он успел завоевать более шести международных наград на разных кинофестивалях и еще имеет 5 номинаций. Но сейчас речь о другом. О том, что именно сейчас пора заниматься документальными историями. Для режиссера, занимающегося всю свою жизнь художественным кино, это очень сложно. Поэтому идея фильма "Мы были рекрутами" у меня возникла после нашего разговора с Кристиной Бондаренко, руководительницей пресс-службы 3-й отдельной штурмовой бригады. После общения с Кристиной и командой требовалась идея, как можно создать фильм, который будет отличаться от всего контента, который создают очень активно медиаслужбы бригады на своем ютуб-канале. Я ушел с домашним заданием домой и очень долго думал, как и зачем мне делать этот фильм.
Любомир Левицкий на съемках / Фото прессслужбы
Прежде всего понимал, что у этого фильма должна быть основная цель – мотивировать бойцов: тех, кто уже воюет, тех, кто только служит, тех, кто еще сомневается, и тех, кто хотел бы присоединиться к бригаде. Поскольку говорится о мотивации, значит надо найти героев, которые могли бы это сделать – мотивировать. Показать все на примере их истории. Поэтому вместе мы отобрали 8 персонажей, которые стали основой нашего фильма. Далее я искал формат, который сторителинг использовать, чтобы донести его максимально просто, легко и понятно. Потому что материал достаточно сложен. Да, мы все понимаем, что кадры по войне тяжелые. Потому я искал форму, как это можно сделать немного проще.
Начал рассказывать эту историю от имени 20-летнего рекрута, до конца не осознающего, куда попал. К каким крутым рексам, как мы их называем, между какими крутыми бойцами оказался, и именно по дороге к линии разграничения, где группа едет на выполнение задания. Он как раз на остановках пытается поочередно выловить этих 8 персонажей и взять у них интервью. Раскрывая каждого из них по-другому. Вот такой замысел. И мне очень понравилось. Это все постоянное движение и смена локации. Этот сторителлинг из-за наивного взгляда рекрута на войну и людей.
Как и когда началась ваша работа над лентой "Мы были рекрутами"?
Наша первая встреча прошла еще весной 2023 года. У нас был девелопмент, мы очень долго думали, как все это создать. А съемки происходили в августе.
"Мы были рекрутами": смотрите онлайн тизер фильма
Расскажите подробнее о самом сюжете, замысле фильма, актерах.
Это история, представленная от юного рекрута с позывным "Журналист", который вместо того, чтобы выбрать образование журналиста, решил реализовать себя на службе в 3-й отдельной штурмовой бригаде.
Относительно актеров история очень интересна, потому что у нас единственный актер – главный герой. И поначалу стояла задача, чтобы это был реальный рекрут. Потому что хочется быть честными уже в этом жанре. И мы искали те рекруты, которые в то время занимались на курсе молодого бойца в бригаде. Но нам не удалось найти такого героя, который мог бы и визуально соответствовать моему замыслу, и параллельно иметь какие-то актерские данные, чтобы справился со всеми задачами. Поэтому мы пошли обратно: я подумал, а если взять актера, который сможет пройти курс КМБ? Вспомнил о Борисе Савенко, сыгравшем главную роль в фильме SelfieParty в 2015 году. Я перезвонил Борису и сказал: "Слушай, есть идея. Ты не хочешь пройти курс молодого бойца?" (смеется – 24 Канал). В результате, если бы это ни звучало, но это произошло. Борис прошёл курс и стал трусливым рекрутом.
Все остальные персонажи – реальные воины, легенды 3-й отдельной штурмовой бригады. Интересно, что мы сняли художественный фильм о документальном фильме с реальными персонажами. А наш герой просто поведал эту историю.
Почему сотрудничали с бойцами 3-й отдельной штурмовой бригады?
Потому что именно от них пришел этот запрос. Но, открою секрет, в фильме есть момент, когда бойцы 3-й штурмовой бригады встречаются с бойцами других подразделений. Больше деталей пока не буду разглашать, все увидите в ленте.
Персонажи фильма "Мы были рекрутами" / Фото пресс-службы
Где происходили съемки? Как выбирали локации?
Съемки происходили в разных местах, к сожалению, не могу сообщить все. В целях безопасности мы подписали документы, запрещающие нам рассказывать детали. Но конечно, среди локаций был и Киев. Мне хотелось соединить урбанизм с милитари. Знаете, когда на фоне мирного города, сидящих в кафе людей проезжает военная техника и военные, благодаря которым этот город и находится в безопасности. Мне очень хотелось показать прохожих, наблюдающих за этим. Также захотелось показать, что Киев очень разнообразен и во время войны живет по-разному. Мы показываем и разрушенные здания в городе и ту часть, которая продолжает жить. Это симбиоз разных ощущений. Фильм очень атмосферный. В этой ленте я делал ставку на две вещи: характер и атмосферу.
А сколько времени длилось съемка?
У нас было всего 5 дней для того, чтобы снять все интервью и проезды. Поэтому мы работали практически "от рассвета до рассвета". Работать в военное время труднее, чем в мирный период. Потому что очень много ограничений, в том числе комендантский час. Но мы были готовы ко всему. Съемочная группа имела все документы для передвижения во время комендантского часа, мы имели право это делать, но ни разу не пришлось.
Съемки фильма "Мы были рекрутами" / Фото пресс-службы
Какие ваши личные впечатления от этой работы?
Прежде всего, это познание новых идей. Познание того, что в силах обороны Украины служат не просто солдаты. Это крутые люди со своими судьбами, со своими видениями, со своими философиями, со своей культурой. И, по-моему, это самое дорогое, что мы имеем сегодня. Несмотря на все, мы развиваем культуру. Я счастлив, что причастен к этому.
С технической стороны для меня это был обычный процесс. Очень приятный, кстати, потому что обожаю снимать летом. Теплая погода, можно лучше сфокусироваться на результате на хорошей картинке.
На съемки фильма "Мы были рекрутами" не тратили бюджетные средства, финансирование взяла на себя компания Favbet. Недавно в обществе был скандал о целесообразности использования бюджетных средств на съемки развлекательных проектов. У вас совсем другая ситуация – документальный фильм, однако денег из бюджета все равно не получали. По вашему мнению, должно ли государство сейчас финансировать создание документальных фильмов? Следует ли эти средства потратить на обеспечение ВСУ?
Мы затеяли этот фильм, не имея ни копейки. У нас была только идея, сценарный план и понимание примерного количества съемочных дней, которые нам нужны. Но я хотел сделать этот фильм качественно, со своей командой, на оборудование, на котором привык работать, поэтому сложился определенный бюджет, который нужно было закрыть технически.
Ключевые люди на этом проекте трудятся без гонораров. То есть, я на нем не зарабатываю абсолютно ничего. Напротив, еще и вкладываю. Поэтому со стороны команды – это волонтерская работа. На мой взгляд, сейчас не время думать о том, как можно на этом зарабатывать.
Сейчас основная цель – сделать фильм, который сможет привлечь людей к правильным ценностям, мотивировать и принести в Вооруженные Силы Украины достойных кандидатов, которые не будут идти туда насильно, а тех, для кого это будет правильный выбор. Они научатся и станут крутыми воинами. Это очень важно. И именно наш фильм должен приобщиться к этому.
А для гражданских людей это рассказ о новых ценностях в Вооруженных силах. Это рассказ о воинах, благодаря которым сегодня раздается звук ложечек в чашках из капучино в центре города и детский смех. Для зарубежного зрителя это показ того, что их техника, их оборудование в надежных руках. Крутые руки. Оно попало туда, куда нужно и делает свою работу.
К теме Фильм Любомира Левицкого выйдет при поддержке FAVBET и будет посвящен воинам 3-й ОШБр
Мы искали мецената, который нам поможет. Потому что понимали, что это не коммерческая работа. Для нас было просто важно снять этот фильм. Так получилось, что на одной из встреч пообщались с компанией Favbet. Выяснилось, что у них есть свой фонд, который помогает фронту с начала полномасштабной войны. Помогает армии автомобилями, дронами и другими необходимыми вещами. Их заинтересовала наша идея и они сказали: "Да, мы готовы поддержать". Так мы получили финансирование, чтобы снять материал.
Относительно того, нужно ли сегодня брать деньги у государства на кино – хороший вопрос, на который мне, как режиссеру, затрудняюсь ответить. Понимаю, как важно снимать в трудные времена хорошие работы. Насколько это поднимает дух и работает как контрпропаганда.
На мой взгляд, нужно снимать исключительно то, что принесет пользу безопасности страны. Если это развлекательный контент для "уставших от войны", то он может подождать. Приоритет сегодня – это фронт. Приоритет сегодня – деньги, которые должны спасать жизнь наших бойцов. Это самое главное.
Любомир Левицкий на съемках / Фото прессслужбы
Как началось сотрудничество с Favbet, кто стал его инициатором?
Инициатором разговора стали мы, команда Films Division и 3-я отдельная штурмовая бригада. Favbet же согласились на наши переговоры и дальше уже перехватили инициативу. Составили сразу адженду, как мы будем двигаться, какой у нас план, какие намерения, что мы хотим сказать и как двигать дальше этот проект. Составили определенный бизнес-план, имеющий свои тайминги, включает в себя промокампанию проекта. Больше инициативы в этом идет от Ксении Тюриковой, отвечающей за маркетинговый департамент на Favbet. Это профессионалы, понимающие свое дело. Очень круто, что сегодня такие компании как Favbet могут поддерживать творческие проекты, которые действительно несут пользу.
Я считаю, что наш проект именно таков. Заранее не хочу ничего говорить, потому что фильм еще в работе, но уверен, что он станет знаковым для многих людей.
Помогает ли компания еще однажды, кроме предоставления финансирования?
Конечно, у нас есть моральная поддержка. Также планируем совместно производить релиз и промокампанию, разрабатываем маркетинг проекта. Если удастся, то даже сделаем тур по Украине, чтобы показать его как можно более широкой аудитории.
А как относитесь к съемкам фильмов о Буче, Мариуполе? Здесь имею в виду как документальные, так и художественные картины.
Во время съемок документального фильма нужно соблюдать максимально правдивые источники, быть очень конкретным и четким. Любое отхождение от фактов вызовет отрицательные эмоции. Это понятно. Как недавно было с фильмом "Юрик", помним этот скандал.
Со своей стороны могу сказать, что нужно снимать кино, которое будет мотивировать и показывать сильных украинцев в очень сложных обстоятельствах. Почему? Потому что это будет работать на нашу общую цель, на работу, на аудиторию Запада. Все эти истории должны работать исключительно на то, чтобы привлечь к нам внимание. Однако, чтобы нас не жалели, а чтобы нами гордились. Чтобы от наших действий, от наших решений у людей за границей шли муравьи, и они хотели помочь.
Съемки фильма "Мы были рекрутами" / Фото пресс-службы
В этом году претендентом от Украины на Оскар стал документальный фильм Мстислава Чернова "20 дней в Мариуполе". Что вы можете сказать об этой ленте?
Сильная, трудная работа. Потому что документалистика – это всегда сложно. Это проживание всего и это совсем не кино, не постановление. Поэтому я желаю этому фильму удачи.
Еще 10 лет назад я говорил о том, что первый Оскар Украине привезут документалисты. Потому что у нас очень много драматических, документальных историй. Художественное кино у нас еще не развилось на тот уровень. Но все еще впереди.
По вашему мнению, "Мы были рекрутами" в следующем году может претендовать на Оскар?
Всё может быть. Как я уже говорил, у документалистов есть все шансы, чтобы попасть в какую-то номинацию. "Мы были рекрутами" – это документальный фильм с реальными персонажами. Потому все может быть.
На сентябрь 2023 был запланирован выход еще одного вашего фильма "Капитан Украина", однако премьера пока не состоялась. Когда украинцам ждать этого фильма и о чем он?
Производство этого фильма началось в январе 2022 года. Мы начали препродакшн, но в начале полномасштабной войны остановили его. В настоящее время проект находится на этапе заморозки. Что будет с ним дальше – непонятно. Мне кажется, что в плане сценария он изменился, и нужно будет переписать его. Я думаю, этот проект отложим на позже. И речь идет о нескольких годах.
Как и о чем должно быть украинское кино после победы в этой войне?
Разное кино. Опять же, не стоит делать фокус только по страданию украинцев. Этого не нужно ни нам, ни миру. Только о том, как мы с этим справляемся, только о том, как мы живем в этом, и о том, как мы меняемся.
Самое главное, что должен сделать кинематограф Украины для мира – показать нас новыми, показать нас с изменениями.
Любомир Левицкий на съемках фильма "Мы были рекрутами" / Фото пресс-службы
Потому что, к сожалению, как бы мы ни хотели в это верить, но мир еще не убедился, что мы изменились. Я вам честно скажу. Наша коррупционная элита, которая не может остановиться воровать деньги, к сожалению, портит репутацию всему украинскому народу. Поэтому мы должны максимально показывать эти изменения, как мы с этим боремся, получаем результаты.
Для украинцев нужно делать патриотические фильмы, поднимать дух. Я не говорю сейчас о какой-то "байрактарщине" с глупыми сценариями, нет. Нужно делать истории о нас, о пережитом, о победах. Но все равно, я бы делал истории о крутых персонажах. Потому что они делают все.
Помните фильм Рембо? Он был ко времени, когда стране не хватало героя после вьетнамской войны. Так же у нас должен появиться свой Рембо, должен появиться свой Джейсон Борн, должен появиться свой герой, который потянет за собой аудиторию в кино. Новый образ героя нужно сейчас исследовать. Но так или иначе, это фильмы с хорошими окончаниями. Даже если главный герой умрет, он должен умереть за что-то. За идею, которая будет менять страну.