Современные спектакли заставляют задуматься,– интервью с актером театра имени Марии Заньковецкой
- Актер Олег Пригода обсуждает важность современных спектаклей в театре имени Марии Заньковецкой, которые заставляют людей задуматься, и считает, что театр имеет терапевтическую функцию во время войны.
- Театр служит пространством для эмоционального контакта между фронтом и тылом и представляет новое искусство, которое обогащает общество, дарит новые эмоции и придает силы.
- Пригода делится своим опытом и хитростями актерской профессии, подчеркивая важность ежедневной работы над собой, а также значение команды за сценой в успешном театре.
- Он также рассказывает о работе с детьми в театральных кружках, что помогает преодолеть страх публичности и формирует лидерские качества.
-
"Сейчас в театре ставят спектакли, которые заставляют людей задуматься. И это очень важно", – говорит актер Национального театра имени Марии Заньковецкой Олег Пригода. Война, новости, потери – это все стало частью не только нашей реальности, но и театра, который уже никогда не будет таким, как раньше.
Театр может налаживать эмоциональный контакт между теми, кто воюет, и теми, кто ждет. Это пространство, где фронт и тыл могут встретиться в одной истории. Театр становится рупором, который говорит за молчаливых. Театр живет и творится – это доказательство того, что мы боремся не только за территорию, но и за душу нации.
В рамках проекта "Интервью24" мы встретились с Олегом за чашкой ароматного кофе в центре Львова. Говорили о месте театра в 2025 году, а также узнали тонкости актерской профессии как на сцене, так и на съемочной площадке.
Тоже интересно "Он создан Богом": интервью с Марком Дроботом – исполнителем роли Ивасюка в "Червоной руте"
Блиц
Сцена или съемочная площадка?
Сцена. Театр – это как семья, с которой ты видишься каждый день. С ними можешь ссориться, мириться, любить. Они знают тебя таким, каким ты есть. А на съемочной площадке ты строишь отношения на месяц, два. Рано или поздно это закончится.
Любимая роль, которую хотелось бы сыграть еще раз?
Сейчас любимой является моя первая роль – в спектакле "Червона рута". На самом деле там я имею три роли, три персонажа, три эпизода.
Олег Пригода в спектакле "Червона рута" / Фото из личного архива актера
Репетиции утром или вечером?
Большинство репетиций актеры проводят утром, в 11:00. И это хорошо, потому что ты успеваешь подготовить свое тело, размяться.
Какой спектакль посоветуете тем, кто еще никогда не был в театре?
Сейчас "Червону руту" Максима Голенко. Не потому, что она нашумела, а потому, что там есть много разных тем, которые цепляют людей сегодня: отношения, любовь, страдания, мечты, фантазии. А также "Землю" Давида Петросяна. Этот спектакль точно наполнит вас. Вы не будете психологически нагружены, но еще долго не сможете его забыть.
Сейчас в театре ставят спектакли, которые заставляют людей задуматься. И это очень важно.
Актеры театра Марии Заньковецкой / Фото из личного архива Олега Пригоды
Три слова, которыми вы бы описали свою жизнь в театре.
Любовь. Отношения. Уважение. Уважение и к себе, и к другим людям.
Трансформация театра во время войны и его значение для общества
Что для вас значит быть актером сегодня – во время войны и большой ответственности?
Жить эту жизнь, которая есть в театре. Ты можешь переключиться, помечтать, пофантазировать. Твой персонаж может быть совсем другим, чем ты. Для меня театр сегодня – это про жизнь. Он заставляет человека и смеяться, и плакать. Конечно, есть разные спектакли: и качественные, и не очень. Раньше также были спектакли, которые цепляли, а какие-то – нет. Но мне очень нравится, что сейчас большинство спектаклей со смыслом. Даже комедия тоже должна быть со смыслом. Люди покупают билеты, чтобы получить эмоцию, энергию. Они идут в театр за этим.
Я не могу сказать, что "Червона рута" – это комедийный или трагический спектакль. Там есть все. Она тебя держит, выстраивает. Когда смотришь этот спектакль, в голове возникает много разных мыслей. Есть целый спектр эмоций. Это история о жизни нашего легендарного Владимира Ивасюка, которая позволяет молодежи узнать его еще больше, а старшему поколению – окунуться в молодость.
Ранее мы общались с актерами мюзикла "Червона рута" и побывали за кулисами. Нам удалось не только увидеть, как артисты готовятся к очередному выходу на сцену, но и пообщаться о важности таких театральных работ для современной Украины.
Так же со спектаклями "Сирано де Бержерак", "Землей", "Чумой" и многими другими. Современный театр – это театр слова. Важно понимать, что хорошо сделанные спектакли живут не день, не месяц, не два. Они живут годы. И это ценно.
Олег Пригода в спектакле "Чума" / Фото из личного архива актера
Лично мне кажется, что во время войны театр имеет больше терапевтическую функцию, чем культурно-просветительскую. Согласны ли вы с таким мнением?
Да, безусловно. И я очень рад, что в театр ходят молодые люди, подростки. Что они увлекаются, переживают, вовлечены в это. Возможно, они не пережили еще определенные события, которые показаны в спектаклях, но точно возьмут что-то для себя. И это самое важное.
На одном из спектаклей "Червона рута" присутствовала 16-летняя девочка. Она так плакала, что не могла остановиться. Сказала: "Я увидела жизнь". Конечно, театр не заменит психолога, не закроет какие-то внутренние потребности. Но когда мы смотрим спектакль, возникают какие-то эмоции, мысли, которые трансформируются в нашу жизнь. И это очень хорошо, ведь в таком случае мы не только поддерживаем свое, но и обогащаемся культурно.
Актеры театра Марии Заньковецкой / Фото из личного архива Олега Пригоды
Конечно, сейчас театр, как и когда-то, дорогой. Но я очень рад, что люди находят средства и приходят. Идут и не жалеют, что потратили свое время, деньги. Каждого человека формирует общество, в котором он находится. Нас формируют люди.
Когда мы ходим в театр не раз-два в год, а чаще, начинает формироваться личность. Когда общаемся с людьми, которые рассказывают о вышитой одежде, украинские традиции и т.д., – начинаем в это влюбляться. И это прекрасно! Театр – это новое дыхание, новые эмоции. Кинотеатр никогда не даст вам той энергии, которая идет со сцены театра. То, что человек увидел в театре, не отпускает его еще долго. Театр не просто лечит, он формирует.
Это энергия, которой нам так не хватает. Сейчас многие люди отказались от шумных вечеринок, танцев. И это естественно. Даже любые празднования уже не такие, какими были раньше. И мы должны понимать, что так, как раньше, уже не будет.
Поэтому театр стал таким популярным именно сейчас?
Да. Потому что новый театр – это место соприкосновения, место встречи. Туда можно красиво одеться, выгулять новое платье, пиджак, просто отдохнуть. Человек, который сейчас имеет ценности сознательного украинца, не пойдет на дискотеку или в ночной клуб. И его окружение этого не сделает. А поход в театр – это повод собраться вместе, пообщаться.
Актерские хитрости, которые помогают достичь успеха
Судя по тому, что вы рассказываете, сейчас театр является терапией не только для зрителей, но и для актеров. В то же время в любом случае вы должны выходить на сцену, оставив все личные проблемы за кулисами. Есть ли какие-то маленькие хитрости на сцене? Например, как не забыть текст или что делать, если таки забыл?
Расскажу одну историю. Помню, как произошел форс-мажор – заболел один из главных актеров. Надо было срочно его заменить. Спектакль уже завтра, все билеты проданы. За одну ночь мне пришлось выучить 15 страниц текста и 3 песни с оркестром. С 16:00 до 5:00 я учил это.
Сначала ходил по парку, вслух читал, наматывал круги. Мне было безразлично, что подумают люди. Потом ночью просил коллегу, чтобы он мне присылал свои реплики, а я ему буду присылать свои. Когда я говорю свой текст, он говорит текст другого персонажа, легче запомнить на слух.
Потом я переписывал свою роль от руки. И в конце – взял новые листы и писал свою роль по памяти. Не примерно, а слово в слово. Потому что все реплики важны для твоих партнеров. Переписывал то, что не знаю, снова открывал текст, вычеркивал фразы, которые не знаю. И так до 5 утра. На часок заснул, проснулся, побежал в театр на репетицию.
Поверьте, если бы я этого не хотел, то не запомнил бы. Но это очень хороший пример того, что когда ты этого хочешь, то все тебе под силу.
Олег Пригода на сцене театра Марии Заньковецкой / Фото из личного архива актера
На съемочной площадке текст дают за два дня до съемок. И учить его нужно по картинам, потому что сериал снимают хаотично. Это зависит от локаций, твоих партнеров и тому подобное. И если в театре еще можно немного импровизировать, то в сериале или фильме – нет. Более того, на съемках есть человек, который контролирует твой текст, и, если ты что-то не так сказал, – переснимаете. Это важно для монтажа.
Серьезно? Каждая деталь настолько важна?
Да. Точка – точка, запятая – запятая. Там нельзя импровизировать.
Говорят, что у актеров полно суеверий. У вас есть какие-то "нельзя" перед выступлением?
Когда-то действительно было много суеверий, но они не работают. Лично мой ритуал перед каждым спектаклем – это молитва. А ни в каких суевериях нет смысла, потому что они не расслабляют, а, наоборот, напрягают.
А как вы работаете с голосом и телом? Есть какие-то упражнения, которые спасают перед спектаклями?
Перед спектаклем работать поздно. Это должна быть ежедневная работа. Потому что перед спектаклем есть другие задачи: одеться в костюм, загримироваться, настроиться на роль и тому подобное. А работать над собой, своим телом надо каждый день. Это должна быть не только разминка, а целый тренинг для тела. Так же с голосом.
По моему мнению, делать разминки перед спектаклем – это ерунда. Актер всегда должен быть готовым ко всему.
Актеры театра имени Марии Заньковецкой / Фото из личного архива Олега Пригоды
Я знаю, что кроме работы в театре вы работаете и с детьми, и с театральными кружками. Что больше всего хочется им передать, кроме техники и ремесла?
У меня есть огромный проект с детьми, где привлечены профессиональные актеры. Дети преодолевают свой страх, выходят на сцены настоящих, больших театров.
Театр дает коммуникацию, формирует. Мы начинаем по-другому смотреть на те или иные вещи. Исчезает страх выйти к людям, быть на публике. Когда ребенок чувствует "я могу", он станет лидером. А нам в Украине очень нужны лидеры.
Что бы вы посоветовали молодым актерам, которые только начинают свой путь и сталкиваются с жесткой реальностью?
Я очень рад, что меня принял театр. Там работают фантастические люди. Театр – это не только актеры. Это огромная команда, которая есть вне сцены, – от главного режиссера до человека, убирающего гримерку. Это мощный механизм, где каждый из членов команды важен, без каждого любой спектакль будет невозможным.
Люди говорят: "Ему повезло". Но они не понимают, что до того момента, когда тебе "повезло", был миллион попыток. И на эту миллион первую попытку тебе действительно повезло. Но это произошло только потому, что я действительно очень этого хотел. Ко мне же не пришли домой и не сказали: "Мы берем вас в театр". Для этого нужно было много работать.
Поэтому нужна ежедневная работа над собой, старания, терпение. И вера в то, что если это твое, то рано или поздно все обязательно произойдет так, как должно быть.