"Мы есть. Мы рядом" – первая украиноязычная лента Романа Балаяна и первый его фильм после почти 12-летнего перерыва. Фильм рассказывает о внезапной встрече хирурга и загадочной девушки, которая переворачивает их жизни и наполняет их глубокими чувствами. Они становятся смыслом друг для друга и готовы бороться за свое счастье против всего мира.
К теме Война начинается с маленьких людей, – Наталка Ворожбит рассказала о фильме "Плохие дороги"
Главные роли в фильме сыграли:
- Ахтем Сеитаблаев ("Домой")
- Екатерина Молчанова ("Гуцулка Ксеня", "Моя бабушка Фани Каплан")
Премьера фильма состоялась на Киевском международном кинофестивале "Молодость" в 2020 году. Лента также представляла Украину в основном Международном конкурсе Варшавского кинофестиваля 2020.
Интервью с Екатериной Молчановой
Как вы стали актрисой? Как получили свою первую роль?
Всю жизнь я занималась актерской деятельностью. Я работала в саду, в школе, играла на сцене, где со мной работали режиссеры. Потом я попала во взрослую театральную студию, где получила неприятный опыт общения. Тогда я решила, что я не буду актрисой. Но мне же все равно было интересно! Жизнь в дальнейшем "выносила" меня на какие-то такие встречи, дела...
И я пришла сниматься в массовке сериала. Я долго сидела, в течение дня, пока до меня дошла очередь войти в кадр. Там ко мне подошла кастинг-директор, познакомилась со мной, пригласила познакомиться с режиссером, спросила, что я умею, чувствую ли я себя свободно перед камерой. Я говорю: "Да, конечно!". Ранее была реклама, например, тампонов для девушек. Был кастинг и все туда же (вспоминает). Там спрашивали: "А что вы умеете делать?". Одна девушка говорит: "Я умею делать все" (улыбается). И я так говорю теперь: "Я умею делать все!".
Екатерина Молчанова / Фото Сергей Сараханов
И мою роль утвердили в сериале. Мне было 15 лет. Я в классе никому не рассказала, кроме классной руководительницы и соседки по парте. В сериале я снялась, то было интересно, но потом я сделала перерыв. А дальше... "понеслось".
Фильм за фильмом?
Нет-нет, на самом деле не так. Я была на 5 курсе, училась на экономиста, менеджера. Я поняла, что я не могу быть топ-менеджером. Я переживала, диплом писала... И вот как-то у меня звонит телефон, незнакомый номер, я поднимаю трубку и дальше все понимаю. Мне сказали, что нашли мою фотографию, которую надо обновить. Я обновила. И снялась в одном эпизоде режиссера Сергея Крутина.
Далее я поехала в Москву, Киев. В Киеве меня приняли, в Москве сказали: "У нас тут без образования и своих хватает". Затем я почти два года работала ассистенткой актеров: носила кофе и так далее. Это было совсем нелегко, потому что люди (актеры – ред. 24 канал) уставшие, эмоциональные, они презирают, обесценивают твою работу. Но это научило меня многому, я посмотрела на это с другой стороны, заинтересовалась. Потом мне позвонили из Одессы, сказали, что видели мою фотографию. Показали ее режиссеру Нане Джорджадзе, сказали, что хотят со мной познакомиться. Я приехала, спрашиваю: "Что за эпизод?". Мне говорят: "Какой эпизод? 30 съемочных дней, главная роль". Мне понравилось.
Затем отснятый материал показывали на питчинге, его увидела Катя Копылова, она тогда была председателем Госкино. И когда Елена Демьяненко искала героиню на роль Фани Каплан, Катя посоветовала посмотреть меня. Они пригласили меня на встречу и все сложилось,
– вспоминает Екатерина.
В фильме "Моя бабушка Фани Каплан" ваш персонаж эмоционально совсем другой, чем в вашем дебютном фильме "Моя русалка, моя Лореляй"?
Да, это был вызов для меня. Я благодарю Елену, что она поверила в меня. Это благодаря Елене, ее мужу и всей команде. Они не побоялись взять меня такой, какая я есть.
Екатерина Молчанова в роли Фани Каплан / Фото Кинориум
Когда к вам пришло ощущение, что вы – актриса, которую узнают?
Сегодня (приветливо улыбается). Это на самом деле очень странно, потому что ты якобы обычный человек, у тебя есть дела, счета, семья, эмоциональное состояние, твоя жизнь. А с другой стороны – вот ты идешь и тебя узнают.
Интересно "Я пойду в далекие горы": 5 незабываемых фильмов о Карпатах от онлайн-кинотеатра Takflix
Но что вы имеете в виду актриса? Возможно, сейчас я осознаю момент публичности. А касательно актрисы я вспоминаю момент, когда я ехала на велосипеде, из фильма Наны Джорджадзе: "Я еду по сентябрьскому порту, по Белгород-Днестровскому, и там так хорошо, и тепло, а волосы... Я понимаю, что только мне можно на нем кататься. Я еду и думаю: "Мне за это еще и деньги платят – за это перевоплощение, когда ты можешь быть тем, кем угодно". Здесь я танцую с Олегом Скрипкой, там я сыграю с ним", – вспоминает Екатерина Молчанова. Вот тогда я почувствовала момент этого перевоплощения. И еще скажу: Актер – часть речи глагол. И поэтому актер должен развиваться каждый день, хотя бы лежать в том направлении. Вот я сегодня медитировала (улыбается).
Как фильм "Мы есть. Мы рядом" появился в вашей жизни?
Ой, слушайте, это интересно. Это было лето, три года назад. Мне звонит моя подруга, продюсер. Она говорит: "А я сейчас смотрю питчинги онлайн и там Балаян заявляет тебя как главную героиню". Ну круто, подумала я.
Через несколько дней мне звонит кастинг-директор Оля Клименко и спрашивает: "Как твои дела? Чем занята?". А я говорю: "Что Балаян?". А она мне: "А все ты знаешь",
– с улыбкой вспоминает Екатерина.
Потом мы с Балаяном познакомились в Доме кино, он нас угощал. Он, кстати, такой человек-застолье, то есть ты рядом с ним сыт, окутан любовью, принят. Впрочем, потом проект заморозили до весны. Сегодня уже два года, как мы его сняли.
"Мы есть. Мы рядом" 2020: смотрите трогательный трейлер
Расскажите о внутреннем мире героини.
Мне везет, я всегда играю каких-то странных.
В одном из интервью вы сказали, что хотели бы сыграть в драме. Как бы вы определили жанр фильма?
Это (желание сыграть в драме – ред. 24 канал) было после фильма "Моя русалка, моя Лореляй". По жанру это артхаус. "Моя бабушка Фани Каплан" – это драма. Как по мне, "Мы есть. Мы рядом" – это такое атмосферное кино, которому надо отдаться. Но я бы не сказала, что оно сложное, но оно не как все.
Кадр из фильма "Мы есть. Мы рядом" / Фото Кинориум
Ахтем Сеитаблаев сказал, что все, что он знал в своей профессии – он не использовал на съемках этого фильма. "Чувствовал себя первоклассником", – говорил актер. У вас был подобный опыт? Как вы проживали роль в фильме?
Я прихожу к каждому режиссеру и принимаю условия съемочной площадки, то, как предлагает работать режиссер. Кто-то предлагает импровизировать, кто-то работать только по сценарию, а кто-то совместное творчество. Роман Гургенович нас направлял так, как ему нужно. Мне было не сложно подстроиться под него. Мы с Ахтемом не всегда все понимали, но доверяли режиссеру. Мы ему отдались, нам было спокойно, мы знали, что все хорошо. У нас был невероятный оператор Юрий Король и вообще классная команда. Благодаря Роману Гургеновичу была очень приятная атмосфера на съемочной площадке.
Кто такой Роман Балаян?
Выдающийся украинский режиссер армянского происхождения, создатель знаменитых фильмов "Полеты во сне и наяву", "Бирюк" и "Райские птицы", народный артист Украины и член Национальной академии искусств Украины. В 2020 году творец получил награду "Золотой Дюк" Одесского международного кинофестиваля за вклад в киноискусство. Также за вклад в развитие украинского кинематографа Роман Балаян будет награжден Золотой Дзигой в 2021 году.Нет ли у вас ощущения, что бы вы хотели что-то изменить в фильме "Мы есть. Мы рядом"?
Есть. Я бы сделала кино длиннее. Мне не хватило чуть-чуть, еще бы каких-то обстоятельств между героями.
Для съемок черно-белого фильма оператор Юрий Король использовал особую камеру, которых в мире всего 4. Как вам идея черно-белого фильма? Какой месседж несет картина сквозь призму таких цветов?
На нее снимали:
- "Рому";
- "Холодную войну";
- "Иду".
Ее (камеру – ред. 24 канал) заказывали из Европы, я очень довольна картинкой. Вот берем фото (Екатерина показывает на телефоне фото)... оно черное-белое, но совершенно передает это счастье. Это, как графики, которые пишут одним цветом их графические работы. Например, чтобы посмотреть, как работает сцена на кастингах, я выключаю звук и смотрю только на картинке и мне кажется, что это что-то похожее. Зачем цвет? Там и так много тонов.
Кадр из фильма "Мы есть. Мы рядом" / Фото Кинориум
Продюсер Иванна Дядюра сказала, что фильм стоит смотреть на больших экранах. Детали фильма "Мы есть. Мы рядом" должен увидеть каждый зритель?
Вы знаете, я смотрела фильм Валентина Васяновича "Атлантида" сначала на одесском фестивале дома онлайн, а потом меня пригласили на премьеру. И то же самое с "Плохими дорогами": я дома смотрела как киноакадемик и проголосовала, а потом я тоже была на премьере. Так вот ты видишь больше на большом экране, чем на маленьком! И все же это больше такой визуальный эффект, который просто доставляет удовольствие.
"Мы есть. Мы рядом" – это кино для больших экранов,
– отмечает актриса Екатерина Молчанова.
Читайте На что пойти в кино: Александр Ткаченко порекомендовал украинские ленты
Какой момент со съемочной площадки запомнился больше всего?
Во-первых, мы снимали в центре Киева. Я в каждом интервью подчеркиваю, что, благодаря этому фильму, я полюбила Киев. Потому что это действительно был такой майский Киев, весенний. Было пусто, потом теплее становилось. И это была любовь.
Но не с первого взгляда?
О, 10 лет будет в этом году, как я переехала в Киев. Вот тот момент мне больше всего запомнился. А еще мы снимали в зоопарке: я не знаю, как бы я зашла туда, если бы я была просто посетительницей. Это из-за запаха. Тогда был очень холодный майский день.
Кадр из фильма "Мы есть. Мы рядом" / Фото Кинориум
Вы – мама дочери Веры. Как вы совмещаете роль мамы и работу актрисы?
Я себе представляла, что вот я рожу ребенка и все будет, как раньше. Я, как хотела путешествовать с маленьким ребенком по площадкам, так у меня это и произошло. Я ездила в Германию, снималась с Верой. Мне привозили Веру на кормление на съемочную площадку "Гуцулки Ксени". Затем я отвозила ее маме. Вот сейчас Вера у мамы в Одессе. Ей 4 с половиной годика.
Я всегда на этот вопрос отвечаю так: "Два года назад Жульет Бинош получила награду от Европейской киноакадемии за достижения. Она сказала: "Спасибо всем людям, которые сидели с моими детьми, пока я снималась в кино". Кстати, Катрин Денев сказала, что невозможно разделить карьеру и отцовство.
Вот на съемочной площадке я актриса, а дома – мать. Это, конечно, сложнее, чем без детей. Но с другой стороны, отцовство увеличило мой диапазон актерских чувств!
– говорит Екатерина.
Хотели бы вы сняться в фильме в роли матери?
Почему бы нет? Я играла женщину, которую бьет муж и она не может уйти, потому что "куда же я пойду, потому что дети". У меня также был кастинг в ситкоме на роль мамы с тремя детьми. Это очень удобно: ты приходишь, тебе дают троих детей – 15, 10 и 5 лет – ты с ними сыграл три дубля и их забрали. Очень удобно (улыбается).
Важно 5 сериалов о материнстве, финал которых невозможно предусмотреть
Каждый фильм – новый опыт. Каждый раз вы проживаете новые эмоции и они разные. Чему вас научил фильм "Мы есть. Мы рядом"?
С каждого проекта ты что-то берешь. Мне дарят детали костюма, цвет помады, блокнот. Это, как часть жизни, твой опыт, который остается с тобой и меняет тебя. Это, как дважды в одну реку не войдешь. Это работа с режиссером, с партнером, даже отдельно выхваченные какие-то фразы – и это уже что-то новое.
Я люблю свою работу,
– уверенно говорит актриса.
Кадр из фильма "Мы есть. Мы рядом" / Фото Кинориум
Мерил Стрип, чтобы лучше "войти" в роль героини, принять ее характер – "носила" ее в себе даже вне съемочной площадки: дома, во время встречи с друзьями, с семьей. У нее после такого эксперимента была депрессия.
Мы с Ахтемом были какие-то потерянные посреди города, как наши герои. Мне вообще везет на такие проекты, где ты заходишь, погружаешься с головой, живешь в этом. Сейчас, например, я работаю в украинско-болгарском проекте, я играю там немую. У нас вот 25 июня была репетиция и там ты принимаешь эту героиню такой, какой она есть, ты ее носишь в себе. У меня немного разрывы и я не каждый день с ней, на съемочной площадке. Но если ты в течение месяца носишь ее каждый день – это тяжело.
Это интересно "Дьявол носит Prada": депрессия Мэрил Стрип после съемок и актуальность фильма сегодня
Однажды в сети вы поделились мнением, что "украинское кино надо не поддерживать, а надо смотреть". Обоснуйте ее.
Это сказала Романа Батрак, пиар-директор фильма "Мои мысли тихие". Я была на ее выступлении на фестивале "Молодость". Я запомнила, как она сказала: "Да не надо нас поддерживать – вы придите и посмотрите". Как родился ребенок, я часто начала ездить в такси. И общение с таксистами всегда заканчивалось темой кино. И ты понимаешь: это тот срез людей, которые смотрят, а какие не смотрят. Некоторые говорят: "Да что там те "Киборги". Вот на торренте появятся, тогда и посмотрю".
А сегодня я приехала для чего? Для того, чтобы пригласить людей в кинотеатры. А они скажут: "А мы дождемся на торренте". Затем смотрят результаты бокс-офисов и говорят: "А кому оно нужно? И не снимают",
- рассказывает Екатерина.
Недавно Довженко Центр обнародовал рейтинг 100 лучших украинских фильмов. К сожалению, вошел только один мой фильм с Васяновичем, но 100 фильмов! И на самом деле из новых фильмов там – 10, может, 20. Я понимаю, чтобы снимать хорошее кино – должно быть финансирование. Если будет финансирование и кино будут снимать – его будет все больше и больше. Балаян говорит, что любой режиссер имеет право на одну ошибку за счет государства. То есть люди должны как-то снимать. И актеров у нас много, они должны сниматься и они хотят это делать!
В какой роли вы чувствовали себя комфортнее всего?
То, что некомфортно – оно и не складывается. Бывают такие кастинги, что я думаю: "Что я здесь делаю?". Еще зависит от материала. Бывает, что снимаешься там незаметно в 155 серии сериала "Возлюби и забудь" (улыбается). Однако, бывает, что ты снимаешься в каком-то проекте, который готовится годами и ты в нем работаешь тоже годами – это же совсем другое. И какой месседж? Первое – это жвачка, которую зритель пожуйте и выплюнет, а второе будет менять жизнь людей к лучшему.
Традиционно, в завершение беседы предлагаю вам небольшой блиц.
Сниматься в кино или в сериале?
Кино. Но так много, как снимаются в сериале (улыбается).
4 совета начинающим актерам.
- развиваться;
- пробовать все;
- мечтать;
- не падать духом.
3 самых интересных украинских фильма.
- "Земля голубая, будто апельсин" (Ирина Целик, 2020)
- "Атлантида" (Валентин Васянович, 2020)
- "Плохие дороги" (Наталья Ворожбит, 2020).
К теме Золотая Дзига 2021: кто получил престижную украинскую награду
Ваши эмоции, когда вас узнают.
Зависит от ситуации. Бывает, что вдохновляет. Помню, как вышла вся Молдаванка смотреть, как мы снимаем кино, в Одессе это было.
Я режиссеру говорю: "Нана, Нана, на меня все смотрят, как я ем и фотографируют". А она говорит: "А ты делай вид, что ты их не замечаешь, но не забывай держать подбородок", – счастливо вспоминает Екатерина Молчанова.